История шахмат
Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Естественно, что шахматам в Индии предшествовали другие, менее сложные игры, частично похожие на шахматы.
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний о шахматах в литературе до 6 века н.э., многие историки признают именно этот период временем рождения шахмат. Одно из первых упоминаний о военной игре, похожей на шахматы, мы находим в Харшарите, поэме, написанной в честь царя Харши, правителя Северной Индии с 606 по 648 год. Ее автор – придворный поэт – сообщает в стихотворной форме, что при Харше ссорились только пчелы, собирая нектар, и что только аштапада учила расстановке чатуранги. Чатурангой в древней Индии называлось войско. По санскритски чатур (catur) – значит, анга (anga) – часть. Войско состояло из четырех основных боевых сил – боевых колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. Смысл слов поэта – во время правления Харши в Северной Индии царили мир и порядок, а воевали только на игральной доске (аштападе).
Примерно в том же 7 веке шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые 7-8 вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, т.к. изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.
После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.
В 8-9 веках в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.
С арабским периодом в развитии шахмат связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. Игроки стали собирать эти партии и анализировать их. Появились рукописи, охватывающие различные аспекты шатранджа – историю, правила игры, стратегию и особенно тактику. Были разработаны различные дебютные расстановки фигур – "табии". Возникла шахматная композиция – на основе сыгранных партий шахматисты стали создавать задачи «мансубы». Предпринимались также попытки философски осмыслить игру в шахматы, определить ее место в человеческой культуре.
В связи с ростом числа людей, умеющих играть в шахматы, возникла необходимость создания своеобразной квалификационной системы. В зависимости от силы игры и представляемой для уравнения шансов форы, шахматисты делились на 5-6 классов. Высший класс составляли "алии" – мастера шатранджа. Благодаря письменным источникам, нам известны имена некоторых из них. Самая старинная сохранившаяся до нашего времени шахматная рукопись датируется 1140 годом. Однако она опирается на более ранние сочинения, написанные в 9-10 веках. В настоящее время в мире известны лишь около двух десятков восточных рукописей, посвященных шатранджу, написанных в период с 12 по 17 вв. В целом они дают хорошее представление о высоком уровне развития шатранджа.
Это была более медленная и менее динамичная игра, чем современные шахматы, так как слон и особенно ферзь были намного более слабыми фигурами, чем сейчас. Мат в шатрандже случался сравнительно редко, и к победе вело также полное уничтожение сил противника (кроме короля) и пат. Поскольку игра развивалась медленно, с целью ее ускорить игроки начинали партию с определенных позиций – "табий", возникавших примерно после 12-15 ходов. Таких «табий» насчитывалось около дюжины.
Большого искусства мастера шатранджа достигли в составлении задач – мансуо. Уже в 10 веке составлялись настоящие художественные произведения, отличавшиеся оригинальностью замысла, остроумным решением, эффектной заключительной позицией.
Большого успеха лучшие мастера шатранджа достигли также в искусстве анализа.
Первые упоминания о состязаниях алиев – мастеров шатранджа – относятся к первой половине 9 века.
В 9-10 веках халифы в Багдаде слыли покровителями шахмат, и при их дворе систематически проводились соревнования лучших шахматистов того времени.
Распространение шахмат в Арабском Халифате проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, когда появились сочинения арабских математиков, географов, астрономов и историков. Когда в городах создавались школы, библиотеки, университеты, а в архитектуре возник новый стиль, который теперь называют мавританским.
Шахматы в Западной Европе.
Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу 11 века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.
В 11-12 веках шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.
В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения:
начиная с 11 века шахматная доска стала двухцветной (на Востоке она была одноцветной)
вместо трех путей к победе – мата, пата и уничтожения всех боевых сил, остался лишь один – мат. Это, по-видимому, объяснялось тем, что в игре на ставку упрощало расчеты
стремились убыстрить игру – в начальном положении был разрешен двойной ход пешкой, придуман прыжок короля (в пределах прямоугольника с1–с3–g1–g3) – прообраз будущей рокировки. К тому же, после того как пешка превратилась в ферзя, последний мог прыгнуть на любое третье поле вокруг себя.
Загадочные для европейцев абстрактные фигуры шатранджа вновь стали принимать изобразительную форму.
В 1283 по указанию короля Альфонса X Мудрого (1221-1284) в Испании была написана Книга игр, первая часть которой посвящена шахматам. В ней приведены 103 задачи. Подавляющее большинство этих задач имеют восточные корни. Однако в отличие от восточных аналогов, где задание было – выиграть или сделать ничью, здесь появилось принципиально новое условие: нужно дать мат в определенное число ходов. Иногда к этому добавлялись и другие условия – нужно дать мат на определенном поле или определенной фигурой. Появление таких задач означало отход от правил игры. Эта тенденция получила развитие и в других сборниках задач, появившихся в то же примерно время в Англии и Италии. Возникли задачи на обратный мат, где заданием является вынуждение противника дать мат. Это были головоломки, решение которых развивало смекалку и изобретательность.
Кроме сборников задач в те времена в Западной Европе появилась обширная литература, связанная с шахматами. Во-первых, дидактические произведения (нередко в стихотворной форме), в которых излагались правила и основные принципы игры. Во-вторых, богатая шахматная символика использовалась проповедниками для этических и нравственных поучений, следующего типа: Мир напоминает шахматную доску, белую и черную. Эти цвета показывают два состояния – жизни и смерти, или хвалы и осуждения. Шахматные фигуры представляют людей этого мира, которые рождаются одинаково, занимают различное положение, получают разные звания, соперничают между собой, а в конце их ждет одна и та же судьба, которая всех уравнивает. И король часто оказывается в мешке под другими фигурами.
Немало способствовала распространению новой игры в Европе поэма Марка Иеронима Виды Игра в шахматы. Написанная на классической латыни, она только в 16 веке выдержала около 30 изданий, была переведена почти на все европейские языки.
Хотя родиной новых шахмат явилась Испания, но Италия оказалась лучше всего подготовленной для их восприятия. В 16 веке новая игра получила там самое широкое распространение. Появилось немало шахматистов-практиков, которые стали профессионалами, зарабатывающими игрой хлеб насущный. Испанский священник Рюи Лопес де Сегура был одним из первых мастеров и теоретиков современных шахмат. В 1560 он приезжал в Рим и с успехом играл с итальянскими мастерами. В 1561 выпустил книгу Об изобретательности и искусстве игры в шахматы, в которой отразил состояние шахматной теории в середине 16 века. В отличие от шатранджа в новых шахматах быстрее всего стала развиваться теория дебютов.
В 16 веке в правила игры было одно изменение – появилась рокировка, причем итальянцы изобрели свободную рокировку, когда король и ладья могли поменяться местами.
Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.
Перепечатано с сокращениями.
Автор:Максим Наумов, GAMBITER.RU